Кинорецензии

Ночь светла

(Роман Балаян, 2004)

РАЙ ПОТЕРЯННЫЙ, РАЙ ОБРЕТЁННЫЙ

«Неужели ты думаешь, что Господь мог создать что-то, помимо Рая? Понимаешь ли ты, что грехопадение – это неспособность осознать, что мы в Раю?»
Борхес, «Роза Парацельса».

Спустя несколько дней после просмотра, я так и не ответил себе на вопрос, родившийся почти сразу: а понравилось бы мне это кино, посмотри я его в молодости? Вряд ли… Такое ощущение, что фильм нашёл меня именно тогда, когда я смог с ним согласиться.

Не секрет, что восприятие любого, а в особенности авторского кино, непосредственно зависит от уровня подготовки конкретного зрителя, его жизненного опыта, мировоззрения. Всё это вписывается в расхожий штамп «кино не для всех». И оно действительно так. Более того, есть кинематограф, который, при всей своей шедевральности, не стоит рекомендовать. А уж тем более – навязывать. Тот, кто не готов к его пониманию, всё равно не оценит всего масштаба произведения и в лучшем случае поскучает. В худшем – возникнет стойкая антипатия к автору и, возможно, ко всему подобному искусству. Такое случается в средней школе, когда программа по литературе на всю жизнь отбивает желание читать Достоевского. Ну какой Достоевский в 17 лет, когда само осознание его тем приходит гораздо позже, если вообще приходит. Нет, конечно, бывают исключения, но…

По схожим причинам я бы не рекомендовал этот фильм молодёжи. Молодёжи вообще, молодёжи как возрастной категории. Причём не потому, что не поймут авторского высказывания (язык фильма прост), а потому, что наверняка его не одобрят.

О чём кино? О любви. О Любви, именно так, с большой буквы. Не о великой страсти, сметающей всё на своём пути, а о высшем проявлении человеческой сущности, которое даруется лишь немногим. И лишь немногие из художников смогли рассказать о такой любви. При всём многообразии (а это самая любимая кинематографом тема), фильмы об истинной любви можно пересчитать по пальцам. Балаян снял один из них. К сожалению, точность высказывания и явная авторская позиция выливаются в некоторую степень дидактичности. А молодёжь, как известно, спинным мозгом улавливает подобные нотки и моментально ощетинивается. Редко кто в эти годы любит проповеди, даже очень красивые.

По сути, фильм - размышление на вечную и, чуть ли не главную, тему человечества – грехопадения. Причём, размышления не заумные, а обличённые в стройный и понятный сюжет. В этом, конечно, огромная заслуга Рустама Ибрагимбекова. Он сумел придумать, как зримо показать Рай на земле. И не в какой-то, фантасмагорически условный, а вполне, реалистичный. Это во много раз усиливает образность повествования. В такой рай, населённый почти ангелами, приезжает Ева в образе молодой хорошенькой практикантки. Ева, уже вкусившая запретный плод. И, конечно, встречает Адама… Вопреки ожиданию, каноническое развитие истории уступает в фильме место несбыточному желанию авторов.

Элегичная, поэтичная, тонкая, почти воздушная картина Романа Балаяна адресована, на мой взгляд, тем, кто хочет разобраться в природе собственных чувств. А тем, кто уже что-то для себя понял, она способна доставить наслаждение от почти религиозной сопричастности.