Не помню, кто на похвалу некой рекламе ответил: если бы реклама была действительно хорошей, то говорили бы не о ней, а о товаре, который она представляет.
Авторское кино бывает разное.
Есть фильмы, сделанные как изящный часовой механизм. Ни одной лишней детали, безупречная композиция, идеальный ход, изысканный дизайн - всё это и ещё много чего создаёт вкупе ощущение великолепной, мастерски выполненной работы. При просмотре такого кино испытываешь нарастающее ликование от уверенности в себе, от того, что точно знаешь, КАК смотреть это кино. Ты чувствуешь властную руку автора и движешься, ведомый ею безошибочно. После просмотра - хочется говорить ОБ ИСКУССТВЕ. Хочется делиться своим восторгом от фантазии сценариста, находок режиссера, художника, актёрской игры и так далее. Фильм – как самостоятельный объект окружающего мира. Он начинает не просто рассказывать про мир, отображая его, но и жить уже своей собственной жизнью. Он начинает дробиться на цитаты и они становятся частью повседневной жизни. Через них фильм начинает быть вашим другом, поскольку он почти так же совершенен, как само творение Создателя.
Есть другие фильмы. Тоже хорошие и даже великие, но другие. Они не кажутся совершенными. Экранное действо не имеет жёсткой структуры уже потому, что фабула их размыта и представляет собой всего несколько событий на длительный хронометраж. Поэтому сюжет - нестроен, состоит из разорванных кусков, соединённых неким связующим элементом: персонажем, местом действия, атмосферой… И над всем этим, как огромная птица в вышине, величественно парит ТЕМА. Режиссёр как бы погружает тебя в свой мир и даёт возможность быть в нём свободным. Он не руководит зрительскими эмоциями, не ведёт тебя за руку от начала до конца картины. Автор кидает тебя в воду: умеешь плыть – доплывёшь, нет – утонешь. И зритель вынужден барахтаться, судорожно цепляясь за что-то знакомое, узнаваемое, близкое. Более опытные сразу пытаются нащупать тему, поймать её за хвост и на буксире спокойно плыть дальше. Есть и третий вариант – расслабиться, лечь на воду и позволить течению фильма нести тебя, куда ему захочется. Какой бы из вариантов ты не выбрал (если не утонул и не прекратил просмотр) в конце тебя точно ожидает приз.
«Великая красота», без сомнения, относится ко второй категории. Во время длиннейшей сцены вечеринки (в самом начале) я еле поборол искушение выключить и заняться чем-то более полезным. В течении следующих полутора часов я несколько раз спрашивал себя: зачем я это смотрю? Нет, снято очень красиво, есть прикольные сцены (про ботекс, например, или Талию Концепт) и в общем – вполне смотрибельно. Но истории, которую бы хотелось досмотреть до конца - нет, а тема «сладкой жизни» в полной мере уже раскрыта Феллини. И вот когда я уже составил окончательное мнение о фильме, за пол часа до финала, на сцене появилась сестра Мария и передо мной неожиданно начало разворачиваться совсем другое кино. Через призму этого персонажа всё предыдущее стало восприниматься иначе. Кино заговорило о тщетности человеческой жизни ВООБЩЕ, о мимолётности живой красоты и вечности мёртвой. Что такое истинная красота, в чём она? Существует ли в человеческой жизни что-то реальное, помимо Бога?
Вечные вопросы, вечные поиски ответов. К финалу лента Соррентино превратилась в эпическую фреску о бытии. По окончании мне казалось, что по мне проехал асфальтовый каток. Говорить не хотелось. А уж если говорить, то не про кино, а ПРО ЖИЗНЬ. Про свою собственную жизнь и отнюдь не в утешительном тоне. Значит, два с половиной часа были потрачены не просто так.
Впрочем, можно презрительно скривить губы и произнести с бравурным цинизмом знатока, что всё это мы знаем, смысла в жизни нет, а значит нечего об этом и думать. Надо жить и наслаждаться жизнью. И это единственное, зачем можно снимать кино. А все попытки «что-то сказать» - смешны своей наивностью…
Кто бы спорил…
Красивое и жестокое кино. Посмотреть его стоит хотя бы для того, чтобы вспоминать Джепа Гамбарделла и понимать, что не один ты прожил свою жизнь зря.