Эта фраза, произнесённая в начале фильма, служит отправной точкой всех последующих размышлений режиссёра.
Триер в очередной раз подтвердил свою репутацию «достоевского от кино». Глубочайшая по содержанию и изысканная по форме, эта лента датского режиссёра претендует, пожалуй, на самый масштабный охват вечных философских проблем человечества.
Секс – одна из самых запутанных сторон жизни человека. При этом – одна из главных. Плотские чувства, например, являются ключевой мотивацией большинства поступков персонажей греческой мифологии, послужившей фундаментом культуры всей европейской цивилизации. Став христианской, эта же цивилизация поменяла отношение к сексу чуть ли не на противоположное. Всё, что связано с этой темой в Христианстве до сих пор вызывает массу споров и неоднозначных толкований, хотя похоть, канонически, относится к смертным грехам. Причём как в Католической, так и в Православной конфессиях.
Собственно, об этом и кино.
На сколько важен секс в жизни человека?
Правильно ли подавлять в себе сексуальность?
Где граница, между «нормальным» половым влечением и нимфоманией?
Как связаны между собой любовь, секс и насилие?
Что первично, секс или любовь?
Что сильнее, секс или любовь?
Может ли человеческая любовь существовать без секса?
Эти и множество других вопросов, порождаемые образами фильма, возникают в голове зрителя.
Нимфоманка исповедуется НЕВЕРУЮЩЕМУ девственнику.
Она – воплощение чувственности, он – разума.
Она (женщина) определяет своё поведение как грех, при этом он (мужчина) постоянно оправдывает её.
Каждому элементу её рассказа-исповеди, автор в лице хозяина, предлагает аналогию и альтернативу одновременно.
Нимфой называется, и первичная стадия развития насекомого, на которую (на живца) ловят рыбу. А рыба – один из основных христианских символов.
Числа в сознании нимфоманки служат памятью ощущений, а мужчина воспринимает их как математическую закономерность, ряд Фибоначчи.
Потеря девственности (одновременно и анальной) вызывает у героини негативные чувства к сексу и порождает любовь.
Героиня встречает этого мужчину ещё три раза в своей жизни. В первый раз, её любовь конфликтует с сексом. Во второй раз – соединяется с ним. В третий – оставшись без секса, перерождается в ревность и ненависть.
Полифоничность секса (аналогия с музыкой Баха), гармоничная полигамность героини, противопоставляется сексуальной моногамности, приводящей к дисгармонии (ревности). В то же время, автор заставляет зрителя сопереживать именно обманутой жене с тремя детьми. Кстати, все они – мальчики.
Муж героини, так же несёт в себе конфликт любви и секса. Любя её и будучи неспособным удовлетворить жену, он сам предлагает ей сделать это на стороне. Но секс в виде ревности побеждает любовь.
В ожидании мазохистских сексуальных утех материнская сущность героини не отступает полностью.
Отобрав у неё сына, муж не занимается его воспитанием сам, а отдаёт в приёмную семью, она же, со своих криминальных доходов, анонимно помогает сыну.
В вынужденных (насильственных, осуждаемых ей) поисках преемницы, героиня опять, неожиданно, находит любовь.
Но для девочки с уродливым ухом секс – важнее любви. Поэтому она платит героине сексом за любовь, и та принимает эту замену. Любовь – проявление слабости, секс – силы. В итоге девочка унижает ту, которая её любит.
Не случайно героиня несколько раз называет любовь – ложью.
Финальный поступок нимфоманки – ключ к пониманию всей философии картины. За несколько минут до него, героиня радуется, что не стала убийцей. Хозяин квартиры принял её исповедь и не осудил, проявив ОТЕЧЕСКУЮ заботу. С рассказа об отце, начинается и исповедь нимфоманки…
Великолепная конструкция фильма! Гениальный Триер, через простые сюжетные ходы сумел выразить конфликт христианского самосознания и сексуальной сущности человека. Получился сложный, многоплановый фильм о философии ЛЮБВИ.
И ещё одна мысль родилась после просмотра.
Женщина для мужчины – как компьютер для человека. Мужское восприятие женщины можно разделить на три типа. Первые относятся к женщине с благоговейным трепетом, чувствуя её непостижимость. Вторые становятся уверенными пользователями, точно зная куда надо «нажимать», чтобы получить нужный результат. И лишь очень немногие, третьи, способны понять, КАК ОНА РАБОТАЕТ, понять механизмы её поступков. Да и те иногда ошибаются.