Кинорецензии

Сюжет для небольшого рассказа

(Сергей Юткевич, 1969)

ЕСЛИ БОИТЕСЬ ОДИНОЧЕСТВА — НИКОГДА НЕ ЖЕНИТЕСЬ

Уже отшумела строптивая «оттепель». Хуциев и Данелия создали свои шедевры, задав стиль «шестидесятнического» кино и определив вектор киноязыка на годы вперёд. Советские фильмы этих лет узнаются безошибочно, независимо от имени постановщика. И вот в этом, почти однородном (очень мною любимом) стилистическом ряду вдруг возникает картина совершенно непохожая. Чуждая по выразительным средствам на столько, что не смотря на громкое имя автора, классика отечественного кинематографа, каннского лауреата, теоретика кино и сплошь звёздный состав актёров, осталась почти не замеченной. Более того, даже сегодня, когда канонизированы вполне средние (по тем временам) ленты советского периода, эта работа Сергея Юткевича не упоминается нигде! Её прочно забыли. Критики в том числе. Многочисленные рейтинги и таблоиды, даже претендующие на профессиональный статус обходят её стороной.

А между тем, картина — удивительная! Прекрасный сценарий, рассказывающий о небольшом эпизоде из личной жизни А. П. Чехова, который явился поводом к написанию «Чайки». Ни много ни мало! Изящная, умная, психологичная история, дающая массу пищи для размышлений. К тому же прекрасно сыгранная. Да и как иначе, если на экране Николай Гринько, Ия Саввина, Ролан Быков, Евгений Лебедев и… Марина Влади. Про то, как это снято надо говорить отдельно. Очень неожиданно! Оригинальный, ни на что не похожий визуальный ряд. Можно сказать — экспериментальный. Я подобного до сих пор не видел. И это тот случай, когда необычная форма не самоцель. Симбиоз работы художника и оператора делает каждый стоп-кадр художественной фотографией. Фантастически красиво сделано! Влади и Саввина — невероятно прекрасны. Не могу сказать, что внешность жены Высоцкого когда-либо до этого вызывала у меня восторг. А тут — богиня. Ну и режиссура, конечно, вне всякой критики.

Одним словом — уникальное произведение, этакая манерная виньетка, рефлексирующая по немому кинематографу. Понятно, почему в шестидесятые фильм не пришёлся ко двору. Но вот как о нём не вспомнили позже, когда кино вновь, и очень успешно, обратилось к театральной условности (фильмы Захарова, например) — непостижимо. Рад, что моё «старательство» в сети, поиски в огромной массе картин, по разным причинам выпавшим из внимания, даёт мне возможность иногда прикоснуться к истинным жемчужинам.