О фотографии

Искусство - это когда неприлично

Фото обнажённых красоток заполонили Интернет. На вопрос «что такое искусство в жанре ню?» одиннадцать из десяти респондентов ответит: красивая, сексуально привлекательная девушка в изящной позе и милом окружении (в элегантном интерьере, на природе…). Стандарт. Любые попытки отойти от него, сломать стереотипы, нагрузить жанр сторонними смыслами, вывести его из области эротики вызывают недоумение. Зачем? Изображение голого тела должно служить эстетическим ориентиром и слегка бередить либидо. Слегка! Это важно! Не дай Бог ещё что-то! Не дай Бог видны гениталии, не важно в каком контексте. Мгновенный приговор – пошлость.

Зритель не желает напрягаться и ставить под сомнение собственные морально-этические установки. Он интуитивно чувствует посягательство на фундаментальные основы своего мировоззрения и рефлекторно защищается. На всякий случай… Самое интересное, что ни один художник на эти самые основы и не покушается. Ему, зрителю, просто никто не объяснил, что искусство находится ВНЕ морали, поскольку её нормы изменчивы. Если этому не учат в школе, то откуда ему знать, что пошлость может быть как этической, так и эстетической категорией? И что к искусству применительно только второе? Никакой сюжет в изобразительном искусстве (фотографии в том числе) не может быть пошлым сам по себе. Пошлым или нет может быть лишь его воплощение. Самый распространённый пример пошлости – живописный портрет, написанный с фотографии. Что может быть пошлее? К сожалению, даже студенты профильных ВУЗов не всегда имеют возможность получить правильные вкусовые ориентиры. Так чему удивляться, если неподготовленный зритель категорически уверен, что фотография человеческого полового акта, например, искусством быть НЕ МОЖЕТ. Никогда. Априори. Порнография, полюбому!

Так что же такое порнография? Вся сложность определения состоит в том, что отличие порнографии от НЕпорнографии лежит НЕ В ОБЛАСТИ ВИЗУАЛЬНОГО.

Просто и сложно одновременно. Первый водораздел проходит в голове автора и заключается в НАМЕРЕНИЯХ. Что хочет сделать автор? ДЛЯ ЧЕГО он это снимает? Хочет он пробудить в зрителе сексуальное желание или нет. Если да – порнография Может быть, вполне художественная, кстати. Если нет – нет. Вроде просто. Но этим проблема не исчерпывается. Ведь мало иметь намерения (замысел), их надо ещё и ВЫРАЗИТЬ соответственно. На данном этапе граница тоже может легко сместиться в нежелательную сторону, и здесь никаких гарантий нет. Творчество - процесс непредсказуемый. Единственное, что можно сказать с уверенностью: с ростом мастерства вероятность адекватно выразить замысел сильно повышается. Посему у любителя гораздо больше шансов хотеть одно, а получить – другое. Так что, фотографам без серьёзного опыта выходить на данное минное поле крайне нежелательно. Впрочем, и опытные сапёры подрываются...

И третий фактор сепарирования - естественно зритель. Его готовность воспринимать работу с чистого листа, без предубеждений. Плюс личностная основа, на которую ложится восприятие. Тут и художественный опыт, и уровень образования, интеллекта, этнографические факторы, возраст. Сколь бы глубоко не копал художник, как бы не владел он своим инструментарием - всё будет напрасно, если зрителем окажется пьяный комбайнёр. У него и Рубенс будет порнографией. Или юноша в пубертатном периоде. Или религиозный ортодокс. И так далее.
Вот, вроде бы, ясный алгоритм, но в нём столько вводных и переменных, что в итоге всё сваливается в махровую субъективность.

Именно поэтому гораздо проще оценивать произведения искусства по двум критериям: прилично и неприлично. Что и делает массовый зритель. Тщетные попытки некоторых художников высказаться на сей счёт – глас вопиющего в пустыне.

«Есть много людей, которые в искусстве любят приличное. Понимаете? Вот есть люди, которые любят, чтоб было прилично. Но они не знают, что такое искусство. Искусство - это прежде всего неприлично. Неприлично! Прилично - это не искусство." (А.Эфрос)
«Это недостаточно бесстыдно, чтобы быть поэзией» (А. Ахматова)

Увы, любые попытки рассматривать искусство с морально-этических позиций неизбежно приводят к пошлости.

Мы уже имеем это в кино, на примере запрета курения и ненормативной лексики. Классика отечественной мультипликации вообще стала жертвой абсурда. Куда выведет кривая номенклатурного цензурирования жанра НЮ в фотографии (следуя тенденции, эти вопросы неизбежно будут подниматься) вполне можно предположить. Появится система вульгарных ограничений, построенных на "компетентном" мнении неких чиновников. Художники будут вынуждены мириться с массой бредовых (а других быть не может) инструкций, часто взаимоисключающих и невыполнимых...

Ну и Бог с ним, с искусством, скажет кто-то. Это – да. Не самое главное в жизни. Но запреты в искусстве – это всегда лишь зеркало запретов в обществе. Вульгаризация отношения к оценкам жанра НЮ неизбежно соотносится с комплексом социально-культурных вопросов, связанных с сексом. Сейчас, в силу понятных исторических причин, мораль всё ещё на уровне бардака. Кто во что горазд. Не до того. Но как только начнётся процесс стабилизации, тут же и вопросы морали начнут приводиться к некоему общему знаменателю. И меня, например, сильно волнует к какому. Американцы, с их прагматично-юридическим подходом (тем самым «прилично-неприлично»), уже докатились до абсурда, когда пристальный взгляд на человека противоположного пола может расцениваться как сексуальное домогательство и наказываться в судебном порядке.

Получается, что проблема «что считать порнографией» - это вопрос, затрагивающий и отражающий в себе целый комплекс психологических, философских и даже политических аспектов.  Забавно то, что фотографы, снимающие "красивые нюшки а-ля Плейбой" сами того не подозревая, провоцируют все вышеописанные проблемы. Что, вроде бы, плохого в таких картинках? Ничего. Красивая девушка, в красивом антураже (или без оного), красивый свет, качественная оптика... Вот оно - искусство! Еще 15 лет назад (или раньше) это было именно так, безо всякой иронии. Пусть декоративное, но искусство. Сегодня, увы, всё поменялось. И дело не только и не столько в том, что такой технике съёмки стало несложно научиться.

Беда в том, что множество талантливых мастеров этого жанра своим творчеством провоцируют огромную толпу дилетантов всех мастей взяться за фотоаппарат. Сегодня, с приходом цифры, это стало общедоступно и дёшево! В результате мы имеем не только девальвацию жанра, но и постепенное снижение его художественного уровня, а, как следствие, и требований зрителей! Количество переходит в качество! Мальчики с зеркалками, снимающие в жанре "девки в поле без трусов" начинают задавать тон в фотографии. Просто потому, что их много. Плюс главный манок для зрителя: ну я же тоже так могу! Я могу делать искусство! Это просто! Бери хорошенькую девушку, вывози в поле (в лес, на море, речку...), раздевай и вперёд. И все довольны. Девушка получает себя красивую (в лучшем случае), фотограф - охи поклонников, единых с ним в миропонимании, а потому - многочисленных, а народ - фотки для... разного вида удовольствий. ПОШЛОСТЬ. И эта наклонная плоскость работает только в одном направлении, и чем дальше мы по ней катимся, тем быстрее.

Опубликовано: журнал ПЯТНИЦА №6, весна 2016