О фотографии

Модель человека



Откуда это пошло?
Почему любого человека, позирующего в фотостудии, у нас принято называть «модель»? Даже когда это явно портретная съёмка? Нет, если зритель знаком с персонажем на фото, то это Лёша, Саша, Маша, а вот если не знаком, то – «модель хорошо получилась». Есть, кстати, и обратный эффект. Когда, скажем, на концептуальном фото наш зритель видит чьё-то тело (даже без лица), где явно читается, что личностные качества изображённого человека совсем не главное на снимке, то самый часто задаваемый вопрос – это кто? А еще, приходя на портретную фотосессию, 99 человек из ста произносят одну и ту же фразу: я не модель, поэтому позировать не умею. И ещё: я не фотогеничная.

В очередном выпуске своей колонки я предлагаю разобраться, наконец, в терминах и не только. Для начала самое простое – фотогеничность. Что это за качество и почему подавляющему большинству людей оно совершенно ни к чему.

Внешность человека на фотографию переносит отражённый от неё свет. При различном освещении одно и тоже лицо может отображаться на фото в широчайшем диапазоне, от красивого до уродливого. Большой секрет правильного портретного фото именно в постановке света, а совсем не в макияже, как думают многие девушки. В зависимости от индивидуального строения лица, свет рисует на плоскости кадра либо гармоничную картинку, либо не очень. В просторечии мы это и называем красотой. Кроме того, важнейшим условием красивого отображения является ракурс, то есть та точка в пространстве, с которой лицо снимают. Ведь оно объёмно, трёхмерно, и его впуклости и выпуклости в плоском варианте тоже могут выглядеть по-разному.

На этих двух китах (свет и ракурс) и основана вся портретная фотография. Нет, условий там гораздо больше (мимика, причёска, элементы одежды, тот же макияж, композиция…), но эти - самые главные. Так вот, фотогеничность – это такое строение лица, которое позволяет ему гармонично отображаться на снимке в любом ракурсе и при самом разнообразном освещении. Хорошо ли иметь фотогеничное лицо? Замечательно! Стоит ли переживать, если у вас оно не такое? Вообще нет! Так же как подавляющее большинство из нас не переживает, что у него нет абсолютного слуха или оперного голоса.

Если вы швея, бухгалтер или менеджер, то вам это зачем? Приятно, конечно, удивить друзей и коллег песней на новогоднем корпоративе, но в конце концов, петь могут все. Причём хорошо. Другой разговор - не весь мировой репертуар! Однако, всегда можно найти материал, который будет максимально подходить вашим вокальным возможностям и сделать прекрасный самодеятельный номер. А умение исполнять всё, что угодно, нужно профессионалу. Да и среди них, только единицы могут похвастаться подобными способностями. У всех остальных всё равно остаются ограничения.

Вот и фотогеничнось нужна исключительно профессионалам. Тем самым моделям, которые что-то демонстрируют. НЕ СЕБЯ! Одежду, украшения, автомобили… Задача фотографа выгодно показать именно эти вещи. Под них он выставляет свет, выбирает ракурс, а модель, в силу своей фотогеничности, должна автоматически получиться хорошо. Другими словами, профессиональная модель должна быть фотогеничной, чтобы фотограф мог о ней не думать, а сосредоточиться на шубе, в которую она одета.

Зачем такие способности человеку, если это не его профессия? Абсолютно излишни. Как так, спросите вы. Я же тоже хочу красиво получаться на фотографии! Верно, но это ваше законное желание как раз и должен обеспечить хороший профессиональный фотограф. Это именно его задача, найти тот свет, ракурс и создать вам соответствующее настроение, чтобы ваше лицо максимально гармонично (то есть – красиво) смотрелось в кадре.

И такой свет, ракурс и мимика есть для ЛЮБОГО человека. У кого-то вариантов больше, у кого-то меньше, но абсолютно каждый человек способен на фотографии выглядеть как голливудская звезда, если, конечно, фотограф знает своё дело. Одежду, причёску и макияж, кстати, тоже определяет он, хотя многие доверяют эту часть художественных выразительных средств, другому, специально обученному человеку, профессия которого – стилист.

Если вы пришли в студию к хорошему фотографу делать портрет, то вам совершенно незачем быть фотогеничным. Помните старую цеховую истину: нефотогеничных людей нет, есть плохие фотографы.

Теперь о тех самых моделях, о которых уже упоминалось выше. Надеюсь уже понятно из вышесказанного, что модель на фотографии всегда выполняет какую-либо функцию. В отличие от человека на фотопортрете, задачей которого на съёмке всегда является быть самим собой, модель – полная противоположность. Она, как раз, собой (то есть личностью) быть не должна. Поэтому на портрете нет, и не может быть модели. Портрет, по сути своей, это отображение неповторимой индивидуальности человека, оказавшегося перед объективом. Модель же – это собирательный образ человека, некоего, более или менее абстрактного. Не Маша, Вася, а – девушка, мужчина. Или более узко: гламурная девушка, крутой мужчина. И так далее. Это чем-то похоже на роли в театре или кино.

И так же как актёр, модель должна УМЕТЬ работать. И работа её заключается не только и не столько в принятии неких поз перед камерой, а именно в умении растворить собственную индивидуальность внутри конкретно поставленной задачи. Почувствовать стиль, жанр, пространство вокруг (декорации), свет, сюжет (если он есть) и слиться со всем этим, стать частью замысла, подбрасывая фотографу варианты его воплощения.

Согласитесь, задача очень и очень непростая. В конечном итоге, модель – это средство, которым пользуется фотограф, а совсем не цель. Поэтому и модели, в истинном понимании этого слова, встречаются крайне редко. В основной же своей массе моделями именуют себя девочки (реже мальчики), которых папа с мамой и с Божьей помощью наградили определённой внешностью. А если они при этом ещё умеют не просто стоять колом на площадке, а раскованно двигаться, то они уже топ-модели. Это очень похоже на то, как фотографом считает себя любой, у кого есть хорошая дорогая «зеркалка» и он умеет нажимать на кнопочку.

Опубликовано: журнал ПЯТНИЦА № 4, осень 2015 года.