О фотографии

Рок-н-ролл мёртв, а я ещё нет



Эпоха трёх революций, в которую нам посчастливилось жить, породила цунами, перевернувшее казалось бы незыблемые основы. Параллельные социально-политические, технологические и культурные перевороты прошли уже две фазы своего развития. Неминуемо будет третий, но и результаты произошедшего уже впечатляют. Даже оставив в стороне политику, можно со всей очевидностью наблюдать, как изменилось общество за последние два десятка лет. В корне трансформировалось общественное сознание, а значит и массовое восприятие понятия «искусство». Информационный бум катализировал проявления постмодерна, невиданные доселе по масштабу, а массовый приход в жизнь цифрового изображения поставил под сомнение чуть ли не самый глобальный культурологический постулат «в начале было слово».

Обе волны потрясений накрыли все виды искусства, но фотография, живущая на стыке техники и культуры, хлебнула как никто другой. В результате, такое понятие как «художественная фотография» вообще смыло из массового сознания. В нашей стране это прошло почти незамеченным, поскольку оно не успело и сколько-нибудь укрепиться. Ренессанс художественной фотографии 90-х годов уже в середине 2000-х накрыло плотным слоем массовой цифры. Ростки не успели вызреть.

Что произошло? В коротком тексте не просто разобраться с глобальными социо-психологическими процессами, но мы попробуем. Основных функция у фотографии две: фиксация реальности, истории (память) и самовыражение творца, художника (как в любом ином виде искусства). Исходя из этих задач всю фотографию, грубо, можно разделить на бытовую и художественную. На первый взгляд водораздел проходит по границе жанров. Репортажная фотография – бытовая, студийная – художественная. Так думает подавляющее большинство. Увы. Это совсем не так. Репортаж Картье-Брессона несёт в себе точное, яркое и недвусмысленное отношение фотографа к происходящему. Поэтому его снимки рассказывают не только о том, что попало в кадр, но и о нём самом в не меньшей степени. В то же время огромная армия фотографов снимает постановочно портрет, фэшн или ню, не оставляя на снимке ничего от себя.

Подавляющее большинство молодых фотографов сегодня стремятся стать не художниками от фотографии, а профессионалами. Причём, многие не понимают разницы. Их цель – зарабатывать деньги, быть исполнителем, обслуживающим персоналом, а не творцом. А поскольку потенциальный клиент так же, в массе своей, не понимает, что такое художественность и она ему не нужна, то обе стороны процесса прекрасно находят взаимопонимание. Пейзажисты снимают рассветы-закаты и прочие «красоты», а портретисты – псевдогламурную ми-ми-мишность. Свадебную фотографию вообще лучше не поминать. Заказчик хочет от фотографа не уникального взгляда художника, раскрывающего личность клиента, а «сделайте мне красиво», вот так, как у моей подружки или как на вот этой фотке из Интернета.

Понижение уровня культуры населения – штука выгодная во всех смыслах. Таким населением проще управлять и политически, и экономически. Представьте, если у массы народа вдруг появится музыкальный вкус? Кошмар продюсера! Это ж надо будет выискивать таланты, ладить с ними (они ребята непростые), да ещё терпеть убытки в творческие кризисы… Ужас. Как на пороховой бочке. Куда надежнее, если пипл хавает троих взаимозаменяемых девочек или Стаса Михайлова. Можно быть твёрдо уверенным в завтрашнем дне. Банально, но ровно то же самое происходит в фотографии. Если завтра к этим горе-портретистам придет серьёзный клиент, они не будут знать, что с ним делать. Не говоря о раскрытии личности, они и просто с лицом не хотят работать, отвлекая от него внешним антуражем. Отсюда любовь к «перемене мест» съёмки. Красивый куст (скала, стена, диван…) на заднем плане сделает красивенькую фотографию независимо от красоты лица на переднем. Так и снимаем.

Фото – графия, световой рисунок. Подавляющее большинство молодых фотографов, с которыми мне доводится общаться, вообще не понимают сути того, чем занимаются. Свет – вот главное, чем должен заниматься фотограф. Им он рисует, а не фотокамерой. Расхожая шутка про двух фотографов (- У тебя жена красивая? – Смотря как свет поставить…) выражает квинтэссенцию фотографического мышления. Увы. Небывалая доселе массовость фотографии (сегодня, без преувеличения, каждый – фотограф) приучает к другому: мыслить объектом. Поэтому такое засилье плохих репортёров, именующих себя семейными, портретными или свадебными фотографами.

С момента изобретения фотографии обыватель ждал от неё максимального правдоподобия, чтобы снимок был неотличим от реальности. Слава Богу, до недавнего времени технические особенности не позволяли осуществиться этой «мечте» и чисто механически создавали зазор между видимой реальностью и её фотографией. Это позволяло фотографу интерпретировать то, что видит. Отсюда выросла вся художественность. Кудесники от Apple смогли не только завалить мир информацией, поставить картинку перед словом, но и воплотить вековое чаяние народа – запечатлеть ровно то, что видит глаз. Последний iFon это наглядно демонстрирует.

Фотография перестала восприниматься как лист с изображением, как живопись или графика. Конечной целью фотографа сегодня не является создание законченного художественного изображения, претендующего на обрамление в багет и место в интерьере. Фотография сегодня – это «окно» в реальность. Не картина на стене, а дырка, в которой виден кусочек окружающего мира. А поскольку она статично, то похожих картинок надо много, чтобы возникала иллюзия движения. Отсюда желание сегодняшнего клиента получить всю фотосессию, а не один наиболее удачный кадр. Просмотр фото на мониторе только усиливает подобное восприятие.

Художественная фотография в массовом самосознании умерла. Это факт. Так же как умерли бардовская песня и авторское кино. Подтверждением тому сегодняшние глянцевые издания. Именно они, лучшие из них во главе с VOGUE несли и пропагандировали это направление. Из них вышли почти все великие фотохудожники 20-го века. Сейчас глянец вынужден отражать массовые тенденции и быть ближе к народу, фотографирующему сэлфи. Уделом фотохудожников остаются салоны, конкурсы, музеи и редкие частные ценители. Может это и к лучшему.

Опубликовано: журнал ПЯТНИЦА №3, лето 2015