Разное

Ничего личного


НИЧЕГО ЛИЧНОГО

 

Что такое искусство? Чем искусство отличается от не искусства? Об этом спорят с начала времён и будут спорить до их конца. Одно из самых вразумительных определений дала (а вернее – описала) Татьяна Толстая в эссе «Квадрат». По её мнению (с коим я полностью согласен) произведение искусства состоит из двух компонентов: самовыражения личности и мастерства. Причем даже в обратном порядке.

 

Итак, давайте разберёмся. Профессиональное мастерство, в котором нет неповторимости личных особенностей мастера, принято называть ремеслом. Однако, когда ремесло достигает очень высокого уровня, то мы частенько именуем его искусством. Искусство хирурга, искусство краснодеревщика, искусство продавца… Однако подлинным искусством, Искусством с большой буквы, ремесло становится лишь тогда, когда Мастер оставляет в произведении частицу себя, своего индивидуального и неповторимого мироощущения.

 

Почему же, в таком случае, не достаточно самой этой «идеи»? Да просто потому, что она есть в каждом человеке. В большей или меньшей степени, сознательно или неосознанно – но в каждом. А вот выразить своё сложное отношение к миру в мастерски созданном продукте могут далеко не все. И если мы определим искусство только идеей, тогда художником становится каждый. Ведь что считать новой идеей, а что нет – суждение очень субъективное. Ничто не ново под Луной, как говорится. Мы же с вами пытаемся приблизиться к объективной оценке искусства. Другими словами, если любое самовыражение считать искусством, тогда все вокруг - художники и само понятие «художник» девальвируется, теряет смысл. Оно нужно только если мы разделяем художников и не художников.

 

В итоге художник – это ремесленник (музыкант, живописец, литератор, актёр…), который неуклонно совершенствует уровень своего мастерства, делает эту задачу основной целью своей жизни и изо всех сил старается с его помощью проникнуть в тайны бытия, ответить самому себе на вечные и неразрешимые вопросы. И тогда, кто-то там наверху (давайте для простоты назовём его Богом), в награду за стремления и усилия позволяет Мастеру вложить в очередное творение что-то такое, что сразу выделяет его из ряда других, не менее качественных. И вот это что-то, эта Божья искра (или называйте как хотите) как раз и позволяет нам назвать именно это творение искусством. Таков общий принцип. Да, разумеется, есть гении, рождённые таковыми, любимцы Бога, которым он позволяет создавать произведения искусства непрерывно. Но их единицы. Моцарты. Подавляющее же большинство деятелей искусства - «Сальери». Сам Сальери, кстати, был очень крутым и талантливым композитором.

 

С точки же зрения бизнеса, искусство – это вообще недоразумение. Совершенно непредсказуемое. Да, шедевры можно продавать и даже очень дорого. Но вот создавать их большинство художников «на заказ», по собственной воле, не умеют. И не должны. Мы уже выяснили, что не человеческого это ума дело – шедевры. Будь по-другому, никаких творческих неудач, кризисов, провалов и тому подобного у признанных мастеров не было бы и в помине. Ведь все они каждый раз надеются, что выйдет шедевр. Ан нет, каждый раз не получается. Почему? Ведь мастер в эти моменты ничуть не менее талантлив или профессионален, чем раньше, когда удавалось? Так в чём причина?

 

Никто не знает. Так же как никто не понимает истинную природу творчества. Но если принять за основную гипотезу мысль о том, что человек творить не может, а делает это Творец, используя мастера как посредника – тогда всё становится на свои места. Тогда причины две. Либо не до конца выложился, подрастерял навыки, поленился, схалтурил и тем самым не донёс Божью искру. Либо разжирел, обрюзг славой и самомнением, потерял «нюх» (то бишь - канал связи с Богом) и попросту не поймал её, перестал улавливать сигналы «сверху». В народе это называется «нет вдохновения», «у музы выходной».

 

Если вы к этому моменту не бросили читать и вам интересны подобные заморочки, то фильм Филиппа Вейса «Ничего личного» - для вас. Можно ли быть ленивым, продажным и одновременно талантливым? Чем кончаются для художника сделки с совестью? Что такое принципиальность и нужна ли она? Эти и многие другие вопросы волновали автора сценария и режиссёра в одном лице, когда он придумывал сюжет. А после того как написал, предложил нескольким своим друзьям и единомышленникам воплотить историю на экране. Что мы и сделали. Мы – поскольку ваш покорный слуга принимал в проекте самое непосредственное участие.

 

Сам факт создания этой короткометражной ленты, процесс работы над ней - уже является манифестом чистого творчества, иллюстрирующим философию картины. Несколько человек различных профессий, весьма солидного возраста и общественного положения сразу согласились работать на чистом энтузиазме, никого не пришлось уговаривать. Мне (как бывшему актёру) Филипп доверил главную роль. Кроме бывшего, в картине играет и самый настоящий, блестящий актёр театра им. Тургенева Андрей Царьков. А вместе с ним и художественный руководитель театра на тот момент, режиссёр и актёр Игорь Черкашин. Ещё один артист хорошо известен в Орле другими своими ипостасями: радиоведущий, поэт, писатель, журналист – Лев Литинский. За камеру встал один из лучших операторов города Дмитрий Руднев, а звуком занялся Евгений Семёнов, фанат и высочайший профессионал своего дела, реализующий в своей шикарно оснащённой студии Slow Burn Records массу креативных проектов. И над всеми нами, как горный орёл парил и матерился идейный вдохновитель, режиссёр и композитор – Филипп Вейс. Короче – тёплая собралась кампашка.

 

Если присовокупить к ней снявшихся в эпизодах художника Виктора Панкова, Артура Олейника (замечательного брадобрея), Давуда Шиканяна (супер-официант ресторана «Ривьера»), работавшего над титрами Дмитрия Сенаторова, монтажёра Вадима Петрова, замечательного французского актёра Sacha Bourdo, сделавшего перевод субтитров на французский, то мне самому было бы интересно посмотреть, что же наваяли совместно все эти небезынтересные по отдельности люди.

 

Особое спасибо Наталье Черниковой и Алексею Анцифорову за предоставленные для съёмки локации.

 

Смотрим?

 

Опубликовано: журнал ПЯТНИЦА №16, зима 2018-19 года.